Сегодня в развитии Кузбасса есть много разных проблем – кризис угля, распространение коронавирусной инфекции. Но никуда при этом не уйти от простых, но насущных вопросов развития дорог и городского благоустройства, развития коммунальной отрасли. Об этом мы поговорили с заместителем председателя Законодательного Собрания Кемеровской области – Кузбасса Юрием СКВОРЦОВЫМ, который также является сопредседателем регионального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ).
– Юрий Петрович, расскажите пожалуйста о контроле депутатского корпуса за ходом реализации нацпроектов? Как проводятся проверки качества благоустройства дворов и дорожных ремонтов с участием депутатов?
– Мы занимаемся этим контролем с 2017 года. Когда начались ремонты дворовых территорий сначала по приоритетному, а затем по национальному проекту (сейчас это «Жилье и городская среда»), областные депутаты и представители Общенародного фронта сразу стали принимать участие в их приемке и контроле качества. Одним из условий со стороны федерального центра, выделяющего деньги на эти ремонты было проведение общественного контроля за ходом работ. И даже не только работ и их результатов, а всего процесса: начиная от проведения собраний жильцов, создания эскизов, подготовку проектной документации и заканчивая приемкой. По прошествии лет и пройденного опыта могу сказать, что многое общественный контроль помог сделать.
– Например?
– В первые годы были случаи, когда общественный контроль требовал полного снятия асфальта. В одном из кемеровских дворов уложили пережжённый асфальт, и через день пришлось полностью снять, как покрытие ненадлежащего качества. Это несказанно удивило жильцов. Потом провели работы как положено. И были другие подобные случаи. Приходилось уже с началом зимы проводить проверки, но контролировали всё, как положено. Замечаний было очень много, сейчас намного меньше. Тогда просто никто не был готов к таким большим объёмам работ, и не верил в долгосрочность этой программы. Теперь ситуация поменялась, причём, не только в самих проводимых работ, но и в подготовке к ним. По поручению губернатора восстановлены проектные институты, буквально с нуля пришлось восстанавливать эту службу. Общественный контроль даёт публичность в решении важнейших вопросов, значимых для населения, обеспечивает его участие в проектах. Независимо от размера реального вклада собственников жилья. Он может быть и 5 процентов, и 10, и 15. И сейчас есть у нас примеры, когда жители сами готовы увеличить свою долю даже до 30 процентов, чтобы попасть в федеральную программу «Формирование комфортной городской среды» (входит в нацпроект «Жилье и городская среда»).
– Почему?
– Прошло время, когда все были согласны на любой ремонт. У людей меняются подходы, они хотят новых улучшений. Раньше достаточно было благоустройство двора с расширением парковок. Сейчас многие хотят получить и другие улучшения: ремонт детских или спортивных площадок и что-то другое, и готовы вкладывать больше своих средств.
– С приходом губернатора Сергея Евгеньевича Цивилева Кузбасс усилил внимание к развитию дорожной инфраструктуры. Какова роль областного парламента в решении вопроса?
– У нас отдельно идёт развитие дорожной сети в Кемеровской и Новокузнецкой агломерациях – по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – и отдельно в остальной части Кузбасса. В первом случае работы проводятся на федеральные средства, хотя и на деньги из областного и местных бюджетов тоже. И тут сначала проводили ремонты только с обновлением самого верхнего слоя дороги. Ни бордюры, ни тротуары, ничего другого не трогали. Таковы были условия получения средств от федерального центра, приходилось соглашаться. Сейчас ремонт выполняется комплексно: с установкой новых бордюров, укладкой технических тротуаров, ремонтом обычных тротуаров, обновлением светофоров, знаков. С новыми подходами материалы дорожного покрытия заметно улучшены, и на следующий год не будет уже привычной колеи.
– А в случае с остальными городами и районами Кузбасса? Помимо агломераций?
– Здесь финансирование всё идет из областного бюджета, который утверждают депутаты. И на этом направлении в последние три года произошёл настоящий прорыв. Хотя сделанного пока недостаточно, проблемы в малых городах и районах накапливались годами. Поэтому практически при каждом новом изменении в бюджете и увеличении расходной части происходит добавление на дорожную сеть в городах и районах. Вот и последним решением 29 июля увеличено финансирование на региональную программу «Формирование современной городской среды» на 585 млн рублей, на программу «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс» на 261 млн рублей. Мы прекрасно понимаем, что улучшение дорожной инфраструктуры означает и повышение безопасности, и эффективности региональной экономики.
– Вы стали инициатором уникальной для периода пандемии акции #влетобездолгов. В чем её суть? И почему Вы считаете важным своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг?
– В марте, когда началась эпидемия, население действительно перестало платить все платежи. По некоторым управляющим компаниям до 30% составил дефицит платежей. Общими усилиями управляющие компании, СМИ и общественники смогли переломить ситуацию. Понимая, что платить всё равно придётся: до 1 января 2021 года пеня не идёт, но потом-то и весь накопленный долг придётся разом погасить, и пеню на всю сумму долга. Второй мотив акции – обеспечить выживание отрасли. В ресурсных компаниях работают огромные коллективы. У работников семьи, такие же платежи, ипотеки, кредиты. Цель была также в том, чтобы население призвать к платежам, а предприятия ЖКХ к тому, чтобы они показали свою работу. Что они делают на средства потребителей. Основное – это подготовка к зиме.
– Какие результаты дала акция?
– Постепенно уровень оплаты выравнялся. В мае ещё слабо, а вот в июне платежей стало больше. Мы считаем, что собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги должна быть выше 100%. Потому что помимо текущих обязательств всегда появляются долги со стороны отдельных потребителей, и нужны поступления сверх 100%. В том числе, чтобы к зиме нормально подготовиться. Мы привыкли уже плавно входить в отопительный сезон. Но ведь это ресурсоснабжающие компании обеспечивают такую плавность. Мы все хотим тепла в доме, постоянно работающий водопровод с чистой водой, чтобы всё это работало без сбоев. Но для этого и нужны своевременные платежи.
– Как должна развиваться отрасль, по Вашему мнению, и какова роль в этом экономически обоснованных тарифов? Это актуально в связи с недавним повышением оплаты коммунальных услуг.
– Начнём с того, насколько повышаются тарифы. По нашему региону правительство установило средний уровень повышения платы за коммунальные услуги в этом году в 4,9%. При этом по муниципальным образованиям он может отличаться, где-то может и 0, а где-то 7,9%, а в среднем – 4,9%. Средний индекс установлен с учётом того, что по законодательству население в регионах должно оплачивать коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам. У нас в Кузбассе традиционно население платит меньше, а разницу между тарифом и фактической платой граждан за ЖКУ ресурсоснабжающим организациям компенсирует бюджет, так называемая компенсация выпадающих доходов (КВД). Такая ситуация длится уже на протяжении лет 15, с тех самых пор, как началась коммунальная реформа. Тогда руководством региона было принято решение смягчить её последствия – компенсировать часть затрат потребителей на жилищно-коммунальные услуги. Временно компенсировать! И если другие города России перешли на стопроцентную оплату за коммунальные услуги, многие уже давно, в Кузбассе, к сожалению, этого так и не произошло до сих пор.
– Временное стало, по сути, постоянным...
– Использование этой схемы затянулось. Она всё же предусматривала постепенный переход на экономически обоснованные тарифы на тепло, горячую и холодную воду и другие ресурсы. И в некоторых кузбасских городах уже практически перешли к полной оплате. Как, например, в Березовском или в Ленинск-Кузнецком районе, где жители резонно спрашивают, почему они оплачивают полный тариф, а в Кемерово и Новокузнецк – нет, «почему такая разница»? Тот же самый вопрос задают жители частных домов – почему за привычные блага цивилизации за жителей МКД доплачивает бюджет, в том числе за счёт их налогов? Вообще, в таком подходе заключается огромная социальная несправедливость: бюджет, получается, доплачивает и за пенсионеров, и за вполне обеспеченных жителей, которые зарабатывают и могут полностью оплачивать коммунальные услуги. Это должно уйти. Если затягивать переход на полную оплату тарифов, это приведёт и к кризису в отраслях, зависимых от КВД, и к увеличению расходной части регионального бюджета на КВД.
– Почему?
– Надо понимать, что бюджеты городов разные и не всегда могут вовремя и в полном объёме рассчитаться по КВД перед ресурсоснабжающими организациями. Это создаёт большие риски для коммунального бизнеса. Инвесторы в таких условиях предпочитают не вкладывать в развитие отрасли, потому что не понимают, когда получат эти платежи и получат ли вообще, оттого ветшают сети, устаревают котельные и пр. Проблемы очевидны и для самого бюджета – чем выше растут тарифы с учетом инфляционных изменений в экономике, тем больше растет и доля КВД. А ведь эти деньги можно было бы направить на поддержку как раз нуждающихся категорий населения, парламент и правительство Кузбасса как раз намерен это сделать.
– Получается, что повышение коснётся не всех?
– Формально заплатить придётся всем. Но нуждающиеся смогут получить субсидию. Для защиты кузбассовцев с низким и даже средним достатком от роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионе установлена уникальная по меркам России дифференцированная шкала максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Подробности о порядке получения субсидии можно уточнить в органах социальной защиты по месту жительства и на сайте Министерства социальной защиты населения Кузбасса.
Источник: https://www.avant-partner.ru/partner/8153.html